Дзэн и искусство членовредительства

Из письма Джеда МакКенны, в котором он отвечает доморощенному «серьезному искателю», со всей страстью предложившему отдать Джеду все имущество и себя самого, если тот примет его в качестве ученика.

Дорогой Уильям,

Вам не нужно добавлять меня в свое уравнение, Вам нужно вычесть из него себя. Начните с переоценки своих допущений. Из Вашего письма становится ясно, что Вы считаете себя серьезным человеком, серьезным искателем. Это первое допущение, которое Вам захочется проверить на прочность. Вы уверены, что серьезный искатель есть то, что есть Вы, и Вы думаете, что я вижу Вас в том же свете, но это не так. Я узнаю серьезность, когда вижу ее, и узнаю куклу-марионетку Майи, когда вижу ее. Вы думаете, что достигли высшей точки чего-то, но единственное, в высшей точке чего можно быть, — это Майя, и Вы придавлены ей, словно мышь горой.

Я получаю много предложений от людей, которые хотят приехать и побыть со мной. Возможно, кто-то из тех, кто считается поставщиком духовных решений, принимает такого рода предложения, я не знаю. Люди хотят отказаться от всего — от своих вещей, своих денег, самих их жизней, по сути. Они не знают, что с ними делать, поэтому, полагаю, приходят к выводу — а почему бы не свалить это все на кого-то более подготовленного, как мать оставляет ребенка на пороге богатого дома. Возможно, это кажется величайшей жертвой, великим актом самоотверженности, но на самом деле это копание глубочайшей ямы на ближайшие десятилетия — усугубление страха, усиление хватки эго.

Однако этот Ваш жест предполагает, что Вам не слишком комфортно там, где Вы есть. Рад за Вас. Лучшего места и придумать нельзя. Ощущение дискомфорта означает, что скоро Вам придется двигаться. Это хорошо. Это мотивация, которая подталкивает к пробуждению. Это ряд шагов, ни один из которых не предпринимается по своей воле, но все они продиктованы такого рода дискомфортом, который заставил Вас написать мне письмо. Мотив за этим письмом правильный, но вот бросить себя мне под ноги — не решение. Что бы я с Вами делал? Какие бы наставления давал?

Что если я велел бы Вам ежедневно отрезать по унции своей плоти, пока Вы не ответите на вопрос: «Что истинно?». Унцию любой части, лишь бы это была унция. Это быстро помогло бы Вам сосредоточиться, зажечь под собой огонь. Если бы Вам пришлось это делать — ежедневно отрезать по унции своей плоти, — как много времени, по-Вашему, вы тратили бы на медитацию? На посещение сатсангов или чтение свежего духовного бестселлера? Чертовски мало. Вы бы вскоре стали машиной по производству просветления. Сон и еда сократились бы до самого минимума. Отношения и деятельность, которые когда-то казались ценными, были бы забыты. Вас бы увлекла обжигающая мания целеустремленности. Вскоре все остальное, кроме вопроса: «Что истинно?», — казалось бы комически неуместным. Вот Вам новый дзэн, дзэн нового тысячелетия. Интересно было бы посмотреть, сколько такой самоистязающий подход продаст садов камней и сборников афоризмов.

Что истинно? Вот единственный коан, один-единственный, который только и нужен. Сегодня не ответил на этот вопрос — еще унцию долой. Уделите этому время, подумайте, каково это — каждый день в определенное время брать скальпель и ампутировать унцию своего тела. Вы бы быстро усвоили, как задавать вопросы, как отвечать, как работает и не работает процесс, как ему помочь и как убраться у него с пути. Вам бы пришлось учиться, как разучиваться, и для осуществления такого разучивания понадобился бы доступ к огромному числу источников. Вам пришлось бы отказаться от заумных духовных идей в пользу простых фактов и по-научному точных терминов из словарей Востока. Процесс подразумевает ясное видение, а не просто метания наугад. Ясное видение требует времени и сил, а ум должен работать почти без передышки в далеком от повседневного режиме.

Сработало бы это? Ну, допустим, сработало. Скажем, это заняло 500 дней. Вот Вы оттяпали почти 15 кило самого себя и стали осознавшим истину. Теперь Вы знаете напрямую, сам, без малейшей возможности ошибки, истину. Вы свободны от заблуждений, пробуждены от сна. Вы вступили в ряды духовно просветленных. Вы смотрите на свои ноги без пальчиков, руки без пальцев, безносое лицо, безухую голову и что Вы говорите? Вот что вы скажете: «Что ж, хм, все это как-то глуповато».

Я рад сказать Вам это прямо сейчас. Пробуждение как-то глуповато. Нет смысла. Оно не просто бессмысленно, это сама бессмысленность. Кто бы стал это делать? Только тот, кто абсолютно не может этого не делать. Когда Вы становитесь человеком, который не может этого не делать — совсем другое дело, но пытаться сделать это до того, как оно стало абсолютно необходимым, так же абсурдно, как отрезать части своего тела.

Каким бы варварским и немыслимым ни казался этот подход «унция в день», — уверяю Вас — любого, кто сумел пробудиться ото сна, толкали к этому в равной степени непреодолимые ментальные и эмоциональные силы. (Вспомните об этом в следующих раз, когда услышите от очередного поп-гуру воспоминания о его славном озарении: «Я шел по парку, смеялись дети, пели птицы, и вдруг…»

Вот куда приводит процесс духовного самопереваривания. Самопереваривание в конечном итоге имеет дело с ясным видением того, что есть, что происходит, когда мы перестаем видеть то, чего нет. Мы можем использовать самопереваривание, чтобы поднять обычные силы ума на сверхъестественные уровни и увидеть жизнь, мир и нас самих в истинном свете. Многие люди умеют строить ядерные реакторы, сочинять симфонии, завоевывать народы и выполнять операции на мозге, но лишь немногие могут увидеть, что есть.

Вы упоминаете в своем письме слова Алана Уоттса, который сказал, что мы — отверстия, через которые вселенная видит и переживает сама себя. Правильнее было бы сказать, что мы несовершенные линзы, через которые вселенная, или я-вселенная, наблюдает сама за собой, через которые неразделимое создает иллюзию разделенности. Восхитительная идея, которую можно продолжить развивать. Я — это искривление, причем преднамеренное. Отчетливое искривление линзы — вот что делает нас отчетливо индивидуальными. Искривление само по себе и есть самость. Все индивидуальные свойства, будучи поняты таким образом, суть изъяны, дефекты в линзах, цель существования которых заключается в том, чтобы быть несовершенными. Несовершенство сам по себе невозможно, поэтому создается искусственное несовершенство — эго. Искатели, возможно, жаждут стать совершенными линзами, но, разумеется, совершенная линза — это уже не линза, нет несовершенств — нет линз, есть только то, что есть. Ваши недостатки — это не только кто и что вы есть, но и почему вы есть. Ограниченность и несовершенство линзы — основание ее существования. Не-линза подразумевает, что вселенная останется невидимой, так в чем тогда смысл превращения линзы в не-линзу? Кому от этого польза? Кто получает выгоду? Этим подкрепляется мое утверждение, что пробуждение — обмен отделенного я на интегрированное не-я, конечного бытия на бесконечное не-бытие — бессмысленно, и суть не в том, что совершенство недостижимо, а в том, что оно неминуемо. Совершенство есть. Оно есть то, что оно есть. Нет ничего иного. Для истины нет такой штуки, как несовершенство или изъян. Смысл ограниченных и несовершенных линз в том, чтобы создавать искусственные области ограниченности и несовершенства, в которых можно играть.

(В своем письме искатель приводит какой-то аргумент и подкрепляет его цитатой индийского святого, а потом продолжает, словно слова мудреца не требуют доказательств).

Не надо тут размахивать мертвыми парнями, как будто они Ваши соратники. Вам это не поможет. Они не могут оказать сопротивления. Если Вы не можете придумать аргумент, то не надо призывать мертвых, чтобы они придумали его за Вас. Это логическая ошибка под название ipse dixit — «сам сказал». В законодательстве это называют «правилом покойника» [dead man’s statute], и такое не допускается. Нельзя выбрать себе в посредники призрака. Вы берете взаймы авторитет у того, кого нельзя опровергнуть, по причине как его заслуг, так и его смерти. Ваш аргумент неуязвим, потому что недоступен человек, который его выдвинул. Вы говорите, что будь он здесь, он мог бы выдвинуть этот аргумент, но его здесь нет. Можно пользоваться чужими словами, идеями и цитатами безнадежно отсутствующих людей, чтобы с их помощью иллюстрировать какую-то точку зрения, но если это Ваша точка зрения, то это Ваша задача — выдвинуть свой аргумент в ее защиту.

Так или иначе, будь он здесь, он бы не смог выдвинуть этот аргумент. Я знаком с возлюбленным учителем, о котором Вы говорите. Гарантирую Вам, что будь он здесь, я бы нарезал его тонкими ломтиками в гарнир, почесывая при этом себе животик и поглаживая себя по голове. Никаких усилий бы не потребовалось. Безоговорочно. Вы бы смогли сделать то же самое завтра к этому же времени, если бы перестали лениться и начали думать самостоятельно.

Ваша духовность — это еще одна фальшивая одежка, еще один слой лжи я. Ваша духовность задает размеры Вашей клетки, и тот факт, что Вы этого не видите, говорит мне, что Вы понятия не имеете, где находитесь или по чьим правилам живете. Вы не понимаете собственной ситуации, природы вашего положения узника. Вы отчаянно цепляетесь за Ваше вранье, защищаете его изо всех своих эмоциональных сил. Зачем? Потому что это вранье и есть Вы. Ложь есть то, что есть Вы. У Вас нет изъянов, Вы и есть изъяны. Спрашивали себя, зачем вообще написали мне? Какой в этом смысл? Я ведь не говорю Вам ничего нового. И все-таки Вы здесь, пишете мне страстное письмо, пытаетесь поставить на ноги свое опрокинувшееся вранье. Если Вам нравится Ваша ложь — отлично, но Вам не удастся сделать ее истинной с помощью силы убежденности. То, что Вы есть, — ложь, это факт. Вы вымышленный персонаж в состоянии диковинного отрицания. То, что вы считаете своей уникальностью, — не что иное, как ряд произвольно переключенных тумблеров, и те конкретные настройки, которые Вы называете «я», ничуть не особеннее разницы между двумя снежинками в бескрайней снежной буре.

Серьезный человек должен всегда помнить, где он и кто устроил этот снегопад. Это дом Майи. Он заправляет всем. У нее все преимущества. Мы — пациенты в дурдоме Майи, и все инструкции сидеть тихо и успокоить ум приходят прямо от нее. Покой и тишина противоположны процессу пробуждения, а те, кто выступает за мир, сострадание и спокойный ум, просто перепродают ее любимые снотворные настойки. Есть даже популярные духовные учителя и авторы, которые выступают за то, чтобы ничего не делать. Они говорят, что усилие — само по себе проблема, что неудовлетворенность, которая подталкивает к духовному поиску, — единственная вещь, стоящая между ищущими и целью поиска. Удивительно ли, что подобные призывы так популярны? Стоит ли сомневаться, от кого на самом деле исходят такие призывы? В своем письме Вы упомянули, что верите в важность линии преемственности учителей, но есть только одна истинная линия преемственности — Майя. Если Вы хотите понять линию преемственности любого духовного учителя, просто представьте себе эту линию в виде веревочек, с помощью которых приводится в движение марионетка, болтающая о свободе воли, а сверху рука Майи, которая всем управляет.

Даже пока Вы пишете мне, а я пишу Вам, мы растворяемся в чане едкого вещества под названием кислород. Мы генетически запрограммированы на саморазрушение. Наши жизни поглощает время, и любой вздох может оказаться последним. Факт, что мы все практикуем Новый Дзэн, описанный выше, неопровержим. Каждый день мы теряем унцию, грамм, фунт, и однажды — пуффф — исчезаем, словно нас и не было. Есть единственный коан, один для всех нас:

«Что истинно?»

Ваш и т. д.

______________________
Пер. jmunpublished.

 

(Из дополнительных материалов к книге «Духовно неправильное просветление»)

Дзэн и искусство членовредительства: Один комментарий

Оставить комментарий